THE NEWEST!

 

 

 

 

 

В бору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                            60-70 гг

 

 

Не виновата одна материя, виноваты части механизмов, виноваты вещи, храмы, больше всего виноваты люди.

Виновато все, что живет и умирает, виновато потому,  что оно часть целого, но человек может выстроить новое целое.

Пока дело не кончено, мы, люди, все виноваты.  Потом завоюем бессмертие, воскресим всех достойных жить, может быть, не забудем и ….

Наше зло от сознания своей виновности и неизбежности смерти. Бессмертие  превратило бы зло в безвредную игру, которой не стоит заниматься.

Завоюем изобилие, завоюем бессмертие, заселим бесконечность и все, что были, есть и будут, станем невиноватыми, как матерь-материя.

 

 

 

____________

 

Здоровый ствол человеческого тела. Зачем молодость?  — вот что я хотел бы спросить.

Я уже давно не молод и очень жалею, что раньше не спрашивал.

А кругом – все хвастаются фигурами и молодостью, и ходят вразвалочку, и крепко, очень крепко растут из земли.

 

 

____________

 

Писать надо сразу: первое движение самое верное. Так и жить надо.

И Гамлет, и Дон Кихот, и Фауст – все уже позади, их нет, они сомкнулись друг с другом в новую силу во мне.    И ей можно доверять как воздуху, как ночи перед завтрашним днем…

Всё придумано, всё выстрадано, но еще не все прожито. И оставшаяся жизнь отныне – первое движение.

 

 

 

 

 

Отзывы на беседы (Интернет)

 

Мне посчастливилось учиться у Германа Николаевича в Аничковой дворце! Огромная благодарность и самые лучшие воспоминания об этих уроках! Спасибо Вам, Герман Николаевич!

 

Великолепно, что есть большая качественная лекция. Благодарю от всей души. (Т.Манн)

 

Спасибо. Удовольствие слушать Вас.

 

Получила истинное удовольствие, настоящий интеллигент. Уходящая натура. Спасибо большое!

 

Спасибо. Всё изумительно интересно.

 

Совершенно прекрасная лекция (Слово о полку Игореве)

 

Мой любимый лектор и мой любимый автор. Это лучшие лекции! Люди, ставьте лайки! Это должно появиться в поиске! Не ставя лайки, вы погребаете эти лекции! (Рабле)

 

Благодарю! Благодарю сердечно! (Петров-Водкин)

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ  Г.ИОНИНА                                          60-70гг

 

Художник рисует и то, о чем говорить не обязательно, скульптор лепит то, что даже не обязательно рисовать.

Значит, если хочешь рисовать словами, нужно говорить необязательное, если хочешь лепить словами, говори вообще, без выбора.

Это возможно, и я люблю это… Конечно, есть законы слова, но ведь так нужно всё, всё сказать, все глупости, что подумал и можешь подумать, и всё необязательное, что увидал и можешь увидеть…

 

 

 

____________

 

Кроме меня, оказалось, что еще и Пахомов любил рисовать солнечные ванны, любовно осматривать красивые загорелые тела, особенно детские.

Что ж, буду рисовать вслед за ним шоколадный шелк мальчишеских спин и плеч, чтобы скрыть целомудренно мою влюбленность в девушек, почти в каждую.

Побольше нужно рисовать… Этюды, этюды, прямо с натуры. Какое блаженство! И как радостно собирать вокруг себя в словах всю молодую жизнь, какую хочешь, а любить жизнь еще больше, чем рисуешь.

 

 

 

____________

 

Если все учения выправить, развить до совершенства, до правды (ведь только так и можно их развивать), то получится одна правда.

Если все сказки, все мифы, все религии понять поглубже, взять из них то, что нужно сегодня и понадобится в бесконечности будущего, — получится одна правда.

Эклектика – бездумная смесь, антиномия – прямое  столкновение разных учений перед началом боя, диалектика – вечный бой, а итог этого боя все та же единая правда.

 

 

 

Отзывы на беседы-лекции (Интернет)

 

Спасибо большое за беседу о поэме! Это глубокий анализ труднейшей для понимания поэмы Анны Ахматовой! Понять поэта – значит попытаться увидеть мир его глазами. Герман Николаевич открыл такие глубины (и высоты) творчества Ахматовой, в которых ещё предстоит разобраться (сопоставление с Данте, например )

 

Благодарю за этот комментарий, без которого так непонятна эта гениальная поэма.  (А.Ахматова)

 

Послушал лекцию, восхитительно! Спасибо!  (Л.Толстой)

 

Прекрасная лекция. Удовольствие слушать. Для тех, кто не спешит и готов вникать во вселенную рассказчика.  (Милтон)

 

«Потерянный рай» оставил во мне очень глубокие чувства и дал ответы, как ни странно, на многие вопросы

 

Обожаю эти лекции. Люди, ставьте лайки (Лермонтов)

 

Гениальная лекция. Почему так мало лайков?   (Маяковский)

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                       60-70гг

 

В океане слов, вещей и жизней хочу построить мой прозрачный дворец и счастлив, как только приступаю к делу.

Он прозрачен, но не призрачен.

Мой дворец из жизней, слов и вещей – единственный космос, тождественный миру, бытию.

Вот почему он, выстроенный моими думами из всего бытия, никому не мешает жить.

 

 

 

______________

 

Сегодня, глядя на молодые человеческие уши, спросил и вдруг так обрадовался, что можно и даже нужно думать о другом человеке, и о его ушах.

Что же это? Любовь? Или же любовь – лишь смерть за других?…

 

 

 

____________

 

Все, что я хотел бы сделать наперекор тому, что есть, все, что я творю воображением и чистой мыслью, — все это одна из моих страстей (романтизм).

Но я люблю то, что есть, и в сущем открываю мудрость выше моей мудрости – и это вторая моя душа (реализм).

И я живу соединением этих двух фаустовских душ, и счастлив лишь их слиянием. У меня они в ладу друг с другом, как моя жизнь и моя смерть.

 

 

 

 

 

Из повести «СТЕРХ»                                                    2004

 

     …Поле колышется и плывет мимо меня. Под ногами видна земля, а вокруг все зелено и поверх зеленого вместе с ним плывут желтые звезды цветов. Нет, жизнь это не призрак и не подарок природы. Это бесконечные шаги – к новому и новому покою души.

    Последнее время я все хожу и хожу по остывшим следам. Только эти следы мне и остались. Но как их найти в редкой весенней траве? Они не затоптаны мной. Их все меньше и меньше в мире. А вот мои следы мне не нужны. Я еще есть. Но где же оно – тепло ушедшего? Того, что ушло, и того, кто ушел?

    Все собрано здесь, в этом поле. Здесь я не могу ничего затоптать, сколько бы я ни ходил вдоль и поперек. Этот простор, ограниченный кромкой леса, я берегу и стараюсь ходить лишь по своим неостывшим следам, остальное вижу как бы со стороны. Здесь я отделен ото всех. Здесь для меня плывет мое время. И если бы я даже уходил совсем, уже никто не мог бы меня удержать. Здесь я сам становлюсь уходящим и оставляю кому-то мои следы. Только вот будет ли кто подобно мне их искать весной или осенью – на восходе, в полдень и на закате? Это мое назначение – безнадежные шаги вслед за тем, что ушло. Назначение, потому что я догоняю то, что ищу.

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                         60-70гг

 

Читал с ребятами «Веды» и думал, что не важно, хочешь ты или нет умереть. Трудно сказать, что лучше, когда умираешь гармонично или в борьбе. Страшно умирать, но это не самый страшный страх, душа еще не вся им взята. Есть все-таки и другие чувства на смертном одре, кроме ужаса и боли и обиды на мир, ну, например, удовлетворение, что сам познаешь смерть и что за ней вот сейчас уже ничего не нужно станет познавать.

 

 

 

____________

 

Слишком ясно вижу, как я сгораю и не умею сказать мое слово. Неужели «Фаэтон» — детская поэма — пророчество о себе.

Ну что ж? Я всегда начинал и в последнюю минуту начну все сначала, если увижу, что жил не так.  А уж коли мне удастся закончить, как я начинал – гибелью Фаэтона — это счастье завершённой увидевшей себя в лицо жизни.

 

 

 

____________

 

Радость детской надежды в том, что она повторяется и будет повторяться, если захочешь надеяться на вершине и на склоне лет.

Детство всегда с тобою, но мы готовы умереть, только бы не возвращаться к началу, и умираем.

 

 

 

 

 

 

Гора.Песчаный спуск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                           60-70гг

 

Хочу, чтобы мои слова читали хором. Вообще все, что я пишу, предназначено для хорового чтения. Нужно уже давно писать симфонии для хора в четырех, а то и в пяти частях и ставить над текстом  moderato,  allegro, forte, pianissimo.  Но можно мои слова читать вслух одному, и вообще не произносить и повторять их мысленно.

Как бы их ни читали, все равно получится по-моему.

 

 

____________

 

Красота движений – то, что мы потеряли.

А ведь нужна школа красивых движений. Теплый мрамор плит, по которым ступают босые ноги.

К 10-му классу, когда тело созреет, появится что-то олимпийское, замедленное,  царственно  гордое, — осанка свободы.

 

 

 

____________

 

Слово – это чистое пламя сгорающей плоти.

Мы рвемся к слову  и тело больно и сладко сгорает в нас.

Нужно ли, чтобы так почитала юность?

И вот, и придумал слова, они тоже сгорают. Их пламя, сгорая, умирая,  юную нежную  плоть, рождает юную кровь.

Неважно, что сгорает, слова или тело. Лишь бы не угасал чудный огонь…

 

 

 

 

 

Из поэмы «ПРЕОДОЛЕНИЕ»                                     2010-2012гг

 

Небытие, в себя меня вобрав,                    Небытие, поближе окажись

Успело переговорить со мною                    Ко всем, готовым бытие нарушить.

О том, что буду я одной из трав,                Они, как Бога , распинают Жизнь,

Потом берёзою или сосною.                       Оберегая собственные души.

 

Пока вы живы, смейтесь надо мной,         Когда продолжите об этом речь

Крепите крест и воздвигайте клирос,       И снова тронете Христову рану,

Чтоб я служил вам срубленной сосной     Я буду речкой маленькою течь,

Или травинкой под ногами вырос.            Я берегом её песчаным стану.

 

Ведь совесть ваша, благостью дыша,        Листком берёзы и цветком травы,

Любую ложь обожествить готова,          Червем обычным, псом высоколобым,

Чтоб только ваша выжила душа,             Я буду всем, что истребите вы

Оторванная от всего живого.                    Во имя выживания за гробом.

 

Вы, повторяя, что Христос воскрес,         И чтобы грешная душа моя

Обожествили, если подытожить,             Не выжила без нового причастья,

Не воскресение Христа, а крест,             Пройти круги всего, чем не был я,

Что, между прочим, не одно и то же.      Даю Небытию моё согласье.

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                             60-70гг

 

 

Я давно, долго пишу «Прометея», не смущаясь тем, что писали его уже тысячу раз… В этой теме труднее всего вырваться из …  и взглянуть по-своему, а вообще Прометей шире и благороднее Христа, Фауста, Гамлета или Дон Кихота. Все мировые образы  …. рядом с Прометеем, значит,  я выбрал себе  самую лучшую и самую трудную песнь.

Писал я долго и все не видел своей жизни и жизни людей, а ведь школа  это и есть материал Прометея, и порою я достоин  себя. Все в школе: мука моя, скала и бунт  и земная Власть и Сила, и Эпиметей, неблагодарные и благодарные милые люди.

 

 

 

____________

 

Когда война кончилась, я обрадовался тому, что мальчишки новых и новых поколений меня догоняют, и вот теперь кажутся выше меня, я стал, наконец, среднего роста.

Скоро люди станут опять мельчать, неужели я доживу до страшного дня, когда на целую голову стану выше своих учеников?

 

 

____________

 

 

 

В довольстве и в мире и без спорта  и тренировок крепнут мускулы,  распрямляются плечи, человек подобен гиганту. Он растет  и будет расти. Вот оно, смиренное время титанов.  Вот он, древний хаос…

….. нет свободы без выдуманного   нами космоса, и вот какой результат.

Я в школе – как в своей стихии. Ведь я был такого же роста, был таким же гигантом еще до войны и во время блокады.

Я рос и рос. Во время войны я думал о том же, что и сейчас, и мне легко, на равных, учить и учиться в школе юных титанов.

 

 

 

 

Счастье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                              60-70гг

 

С каждым днем всё нежнее запах земли, запах коричневой, с бугорками, тропы, всё заметнее проступает её детский румянец. Нет больше пыли и грязи под моими босыми ногами.

С каждым днём всё тоньше и благодатнее запах трав. Нет сорняков и колючек, исчезли шипы из роз под руками моими.

С каждым днём всё прекраснее люди. Нет зла в ответ на мою любовь. Человеческий лес превращается в сад.

Молодеет земля, плоть и душа. Зло стало чистой абсолютной идеей, отделенной от мира и уже не способной к новым рождениям.

Зло хранится в душе, как сказка о прошлом, как миф, как вывод науки, как прозрачное Я, сквозь которое видишь румянец тропы.

 

 

____________

 

Перебираю в памяти все минуты радости, и даже страшно, до чего ничтожны причины и условия каждой такой минуты.

Заблудился в Полтаве ночью – счастье! Горят зеленые лампочки на елке – счастье! Розовое пустынное утро, нащупал ногой  неровности асфальта панели, по которой мальчишкой любил ездить я на самокате, — счастье.

Для радости должна быть великая причина: громадный мир вокруг – это радость за него.

Он, слава богу, бессмертен, был до тебя и будет после тебя. Все, что ты хочешь для себя, есть в нем, и даже больше, чем ты хочешь…

Ну а ты сам? Гений, сердце и разум даны с тем,  чтобы ты забыл себя и научился любить великое Всё.

 

 

 

 

____________

 

Где же ты, мое счастье познания?

Мое счастье – вся жизнь, а не ее отпечаток в слове. Но всю жизнь с собою можно взять только в слове, даже не в песне. Значит, слово – искусство одиночества? А кино, например, где все есть, — это искусство общежития?

Почему же не дает мне счастья школа, урок литературы?

Неужели я так и остался Демоном?

 

 

____________

 

Из поэмы «Россия»                                                   2013-2014 гг

 

 

Благоухание простое                           И точно так, без перебоя,

Но я на описанье скуп                         Над неизбежной пустотой

И вот пьянею от настоя                       Соединит меня с тобою

Цветов и яблоневых куп.                     Вот этот лиственный настой.

 

И обнаруживаю сходство                    И я каким-то чудом знаю,

Часов испытанных и лет.                     Что небытийно опростясь,

Наверно, здесь какой-то подступ         Его глотнёт моя иная,

К тому, чего на свете нет.                    Моя земная ипостась.

 

 

 

 

ИЗ АРХИВОВ Г.ИОНИНА                                       60-70гг

 

 

 

Бывало, слушалась меня рифма, но я хотел большего, неизвестно чего хотел, вышагивал, тощий и высокий в  сером папином пальто и кепке, и вдруг приходить в себя и удивляться, какой я странный, ведь можно целую жизнь    потратить и все искать и не находить и мучиться – неужели я  осчастливлен  этой великой долей.

Было мне тогда двенадцать, семнадцать лет. Скоро будет сорок. Но я знаю, что не напрасен мой путь. Из страны,   где я, как Иаков, сражаюсь с богом, я принес кое-что.

У меня есть ученики и ученики моих учеников.

 

 

____________

 

Кто сказал, что молодость больше доступна скульптуре., балету, поэзии, а прозе больше – духовность.

Неловко как-то описывать телесную красоту  и совершенство, румяную плоть и античные мускулы, а вот прочертить  таящиеся в морщинах уставших глазах выстраданные думы, повторить многоопытные слова, пахнущие жизнью, — вот  совершенная проза.

Что же делать мне среди розовых, цветущих ребят, с их книжными мыслями?

 

 

 

____________

 

У Данте – Беатриче, у Блока – Прекрасная дама, у Державина – Бог, у Горького – Человек, у Гете – Фауст, у Лермонтова – Демон, у   Достоевского – Христос, у   Маяковского  — Маяковский.

Счастливы они!

         Всю жизнь они дорисовывали один образ.

         У меня Прометей.  Вот почему мое дело медленно и учение мое не игра в …. . Сколько лет учил ребят – и вдруг понял – у меня ведь есть учение.

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.