На путях к русскому Возрождению
НА ПУТЯХ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
В докладе ставится вопрос о возможности осознания путей к будущему русскому Возрождению в литературе и о том живом вкладе в его реальное осуществление, который внесли в отечественное искусство слова В.Белов и В. Распутин.
Самое понятие «русское Возрождение» нуждается в обосновании. Уже замечено, что на грани столетий в истории русской культуры и литературы имеют место типологически схожие явления: кризис в конце уходящего и пассионарный взрыв новых исканий в начале только что родившегося века. Русский культурный менталитет как будто бы переживает циклы, укладывающиеся в рамки столетия, проходя все стадии – от рождения (запас новых сил и надежд) – через кульминацию (когда развитие достигает наибольшей интенсивности, вскрывая и исчерпывая обещанный и желаемый потенциал), — к развязке цикла, кризису и упадку, который, в свою очередь, несет зародыш нового цикла. Но Возрождение – это не просто выход из кризиса. Это восстановление в новом качестве того, что уже было достигнуто, — того, что требует подтверждения и развития в будущем. Лишь на таком пути возможно подлинное новаторство. В таком контексте докладчик предлагает свою версию российского литературного постмодернизма и временно заслоненного, но отнюдь не преодоленного им живого и ждущего возрождения опыта писателей русской традиционной школы. Дело в том, что «традиционность» в творчестве В.Белова и В.Распутина уже несет в себе духовную силу противостояния идеологической догме и – более широко – восстановления лучших традиций русской и советской классики (Есенин, Шолохов, Твардовский, Платонов, Пришвин, Л.Леонов). Вместе с тем в современном литературном контексте опыт классиков «деревенской прозы» способствует нравственному исцелению народа, тогда как литературный постмодернизм, переживающий сегодня свой кризис, напротив, не предполагает Возрождения и не готов к нему. Литература постмодернизма, наступательно заявившая о себе, при всех ее разновидностях – и «концептуалистических», и «необарочных» - как бы она ни использовала мотивы классики и фольклора, обслуживает недавние и нынешние процессы разрушения и распада. Но постмодернистский бум уже проходит. Игра в «симулякры» и подлинная сыновняя любовь к родной земле – не совместимы. Процесс разрушения и распада имеет свой конец. Вместе с ним отходит в прошлое и эстетика распада. И вот оказывается, что самое спасительное и живое для будущего России – это опыт любви к тому, что не должно умирать. Именно такую опору дают нам В.Белов и В.Распутин. Но, разумеется, к русскому Возрождению нужно идти во всеоружии лучших достижений подлинного отечественного искусства слова, проникнутого любовью ко всему, что живо – в прошлом и настоящем.